Мария Павловна
БАРАБАНОВА
Народная артистка
России (1991).
Родилась 21 октября (3 ноября) 1911 г. в
Санкт-Петербурге. Окончила Ленинградский
театральный техникум (1937) и Высшую партийную
школу при ЦК КПСС. С 1927 г. - актриса
Ленинградского театра Пролеткульта, затем -
Ленинградского ТЮЗа. После окончания
театрального техникума была актрисой
Ленинградского театра комедии. В 1945 г.
перехала в Москву, в 1945-57 гг. - актриса
Театра-студии Киноактёра, актриса и режиссёр
киностудии им. М.Горького. В кино - с 1936 г.
(первая роль - почтовая работница в фильме
"Девушка спешит на свидание"). Совместно с
В.Сухобоковым поставила фильм "Всё для вас"
(1964). Принимала участие в озвучании
мультфильмов. Скончалась в Москве 16 марта
1993 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
ХУЛИГАНКА-СКАНДАЛИСТКА
Мария Барабанова в детстве
была отъявленной хулиганкой. Её постоянно
выгоняли из школы. И когда это случилось в
последний раз, она пришла домой и заплакала.
На что папа, обожавший свою Маню до смерти,
сказал: “Ты что
плачешь? Подумаешь - выгнали! Школ много, а ты
одна!”
Наверное, папина безумная
любовь и всепрощение сыграли злую шутку в
формировании Марии Барабановой как личности,
потому что творила она всё, что хотела, по
жизни - со скандалами меняла театры,
добивалась новых ролей в кино, обустраивала
чью-то личную жизнь, боролась, обличала,
клеймила, любила, одаривала... И всё это
проделывала с огромной энергией, искренне веря
в свою правоту и непогрешимость. Она
действительно считала, что всё делает
правильно, и когда обнаруживала вокруг себя
массу недоброжелателей или даже врагов,
категорично называла их глупцами и бездарями.
Тем не менее, даже недруги Марии Павловны были
вынуждены признать её талант блистательной
характерной актрисы, за плечами которой не
только удачно сыгранные роли на сцене и на
экране, но и работы в классике отечественного
кино - фильмах “Доктор Калюжный”, “Принц и
нищий”, “Новые похождения Кота в
сапогах”.
Мария Барабанова родилась в
1911 году в Петербурге в семье Путиловского
рабочего. Уже с пяти лет она твёрдо решила
стать артисткой, и никто не сомневался, что ей
это удастся. Поэтому, наигравшись в
самодеятельности, Барабанова прямиком
направилась в профессиональный театр, без
образования. И что самое интересное, её
приняли. В Ленинградский ТЮЗ. Там она
познакомилась с великолепной актрисой Клавдией
Пугачёвой, от которой однажды услышала: “Всё,
ухожу отсюда. Не хочу быть кастрированной
актрисой!” Барабанова ушла вместе с ней, но
задумалась о своём будущем. Решила
учиться.
В институт сценических
искусств она поступила легко, попала на курс к
Борису Сушкевичу. Замечательный педагог,
МХАТовец, он полюбил свою озорную, обаятельную
студентку, но и на этот раз не обошлось без
скандала. На последнем курсе студенты решили
организовать театр Сушкевича. Из всех лишь
одна Барабанова выступила против. Она заявила,
что это будет скучно и неинтересно. “Вот
Мейерхольд - это другое дело!” И тут вошёл
Сушкевич. Кто-то из студентов выкрикнул: “Ну,
Барабанова, скажи теперь всё это при Борис
Михалыче!”
И она, конечно, сказала. Сушкевич выслушал,
подумал и отказался с ней заниматься. Пришлось
Марии заканчивать институт с башкирским
национальным курсом.
Барабанова не унывала. Тем
более, что вскоре по распределению она попала
в театр, о котором только можно было мечтать -
в Ленинградский театр Комедии, к самому
Николаю Акимову. Здесь она играла много и
интересно, от деревенских неотёсанных
мальчишек до французских великосветских
проституток. А в 1935 году Мария Барабанова
впервые оказалась на съёмочной площадке.
Причём опять же из-за своего боевого
характера.
В тот год в Ленинграде
гостил Московский молодёжный театр. Как-то
вечером артисты отправились кутить в “Асторию”
вместе с местными студентами. За столиком
оказалось семнадцать парней и одна девушка -
Маша Барабанова - маленькая, курносая, боевая.
В разгар веселья она обнаружила за соседним
столиком солидную пару, причём дама “нахально”
разглядывала юную артистку в лорнет. “Вы
видели, какая наглая особа? - спросила
Барабанова ребят. - Ну я сейчас пойду ей
устрою!” Друзья еле удержали вспылившую
девушку. А на следующий день ей пришло
приглашение от режиссёра Вернера на роль в
комедии “Девушка спешит на свидание”.
Уже через пару лет Мария
Барабанова становится известной актрисой не
только ленинградской сцены, но и всего
советского кино. Эраст Гарин снимает её в роли
юного санитара Тимофеича в картине “Доктор
Калюжный” по пьесе Германа “Сын народа”. Фильм
стал этапным не только для Барабановой, но и
для исполнителей других ролей: Юрия Толубеева,
Яны Жеймо, Аркадия Райкина. Но, что самое
интересное, Марию Павловну утвердили не как
актрису, а как мальчика, приглашённого на роль
- настолько естественна была она в этом
образе.
Пройдёт много лет, и
подобное недоразумение повторится в более
необычных условиях - в психиатрической
лечебнице. Снимался фильм “Тайна Чёрных
дроздов” по детективу Агаты Кристи. Мария
Павловна играла сумасшедшую миссис Мак-Кензи,
к которой приходит инспектор Нил. Её вывозили
на инвалидной коляске, она произносила монолог
и начинала “биться в истерике”. На одном из
дублей мимо съёмочной группы
проходил врач этой больницы. Он постоял,
посмотрел на невменяемую пожилую женщину и
обратился к оператору: “Вы бы заканчивали, а
то нам трудно будет её успокоить”.
В 1941 году Марию
Барабанову приглашают сразу на две главные
роли в фильм “Принц и нищий”. Актриса
вживается в образы Тома Кенти и принца
Эдуарда. На съёмках общается с пластинкой -
день в одном обличье, день в другом. Поначалу
она разрывается между Москвой и Ленинградом,
но вскоре ради съёмок бросает театр Комедии.
Скандал произошёл и на этот раз, потому что
Акимов не хотел отпускать от себя талантливую
актрису. С началом войны студия Горького была
эвакуирована в Сталинабад, где фильм был
закончен, но сразу же началась работа в
картине “Мы с Урала” и агитационных
короткометражках.
Барабанова "ворочала"
делами поистине государственного масштаба. В
годы войны она сумела перебросить целый театр
из одного города в другой. Находясь в Душанбе
(тогда - Сталинабаде) со студией Горького, она
получила из Алма-Аты письмо от артистов своего
родного Театра комедии, из которого она ушла
год назад. Коллеги жаловались на невыносимые
условия жизни, в которых они оказались.
Барабанова пошла к первому секретарю ЦК партии
Таджикистана и добилась приказа о переправке
театра в Сталинабад. Вскоре после этого случая
Мария Павловна оставила кино, закончила Высшую
партийную школу и стала секретарем
парторганизации киностудии имени Горького. С
этого момента многим ее коллегам пришлось
несладко, хотя в то же время кому-то её
активность шла на пользу, например, Василию
Шукшину, которого она опекала и никому не
давала в обиду.
В 1944 Барабанова вернулась
в Москву и осталась здесь уже навсегда. Снялась в “Модах
Парижа” и “Русском вопросе” и неожиданно
исчезла с экрана. Необузданный темперамент
Марии Павловны заставил её заниматься
построением партийной карьеры и созданием
семейного уюта. С первым было проще.
Барабанова закончила Высшую Партийную Школу и
стала секретарём парторганизации киностудии. С
этого момента многим её коллегам пришлось
несладко, хотя в то же время кому-то её
активность шла и на пользу. Однако человек,
способный вынести темперамент Барабановой
дома, на дороге не валялся. Она упорно искала
мужчину своей жизни, несколько раз выходила
замуж, родила дочь. В результате кино выпало
из её биографии на целых десять лет. К тому
времени о Барабановой успели позабыть, поэтому
актрисе была необходима ударная заявка о себе,
мощное напоминание. И это произошло.
В 1957 году, узнав о пробах
актрис на роль Кота в сапогах в киносказке
Александра Роу, Мария Павловна влетела в
чей-то кабинет и,
стукнув кулаком по столу, сказала: “Эту роль
буду играть я, и никто другой!” Фильм
получился. Рецензенты актрису похвалили. Но
вновь наступило затишье. Режиссёры не знали,
что с ней делать, ведь Кот в сапогах - роль
для травести, а кино всё больше снимало
“настоящих” детей, и 50-летней актрисе делать
в нём, вроде как, было нечего.
Тогда Барабанова делает ещё
один отчаянный шаг - она сама снимает фильм.
Вместе с режиссёром Владимиром Сухобоковым
приступает к созданию кинокомедии “Всё для
вас”. В ролях - блистательные артисты Татьяна
Пельтцер, Леонид Куравлёв, Ольга Аросева,
Борис Иванов, Леонид Харитонов, Борис Бибиков,
Рина Зелёная. В фильме много песен, танцев.
Интерьеры выполнены в тогда ещё немодном, но
всё же новаторском духе условности: яркие
краски, фанерки и щиты, минимум реквизита. По
сюжету, героиня Барабановой - Маша Петровна
Барашкина - инструктор горисполкома, которая
трудится исключительно на благо родного
города. Она и больницу построила, и стадион
отгрохала, и даже ателье мод открыла. Но всё
равно её никто не понимает, ни руководство, ни
клиенты, ни даже любимый человек. Вся жизнь
Маши Петровны Барашкиной проходит в сплошной
суете, ей не до себя. По сути, Барабанова
ставила автобиографию. Она пыталась доказать,
что Маша Петровна - и есть Мария Павловна
(даже фамилию-имя-отчество Барабанова
придумала схожие со своими), что и её
жизнедеятельность направлена только на благо
других, “всё для вас”!
Фильм провалился. Его не
признали ни критики, ни зрители. Хотя сама
Мария Павловна считала его вполне удачным, как
и всё, за что она бралась. Но это уже было не
так важно. Барабанова вновь на экране, вновь
погружена в любимое дело. Теперь её героини -
бабушки: “Финист - Ясный сокол”
(старушка-веселушка), “С весельем и отвагой”
(Олимпиада Васильевна), “Пока бьют часы”
(тётушка Пивная кружка), “Женщина в белом”
(миссис Вэзи), “Катенька” (Танечка), “Сукины
дети” (мать Бусыгина). Она с блеском исполнила
роль Бабы Яги в сказке Надежды Кошеверовой
“Как Иванушка-дурачок за чудом ходил”,
постаравшись “назло Жорке Милляру” ещё больше
умилить и сдобрить этот популярный образ.
Сцена, разыгранная Олегом Далем и Марией
Барабановой -самая интересная и озорная во
всём фильме. А Марии Павловне нравилось
озоровать. Когда режиссёр Ефим Грибов
предложил ей сыграть бандершу-еврейку в
картине “Мы едем в Америку”, она поначалу
удивилась: “Ну где ты видел бандершу с такой
детской физиономией? И что это за еврейка с
таким курносым носом?” Но тут же
заинтересовалась. Ведь это опять
перевоплощение! Ведь это опять может быть
смешно!
К сожалению, больше Мария
Барабанова на съёмочную площадку не вышла. Она
тяжело заболела и умерла в 1993 году, оставив
после себя замечательные роли и тайну своей
непредсказуемой души.
Сергей КАПКОВ (Сайт "Характерные актёры
российского кино")
Фильмография:
1. Девушка спешит на свидание - 1936 -
почтовая работница
2. Новая Москва - 1938
3. Аринка - 1939
4. Доктор Калюжный - 1939 - Тимофеич
5. Василиса Прекрасная - 1939 -
Звонарь
6. Галя - 1940
7. Юность командиров - 1940
8. Как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем - 1941
9. Моды Парижа (новелла из фильма "Швейк
готовится к бою") - 1942 - Луиз
10. Мы с Урала - 1943 - учётчица
11. Принц и нищий - 1943 - Том Кенти/принц
Эдуард
12. Русский вопрос - 1947
13. Новые похождения Кота в сапогах - 1958 -
Кот в сапогах
14. Всё для Вас - 1964 - Маша Петровна
Барашкина
15. Переходный возраст - 1968
16. С весельем и отвагой... - 1973 -
Олимпиада Васильевна
17. С весельем и отвагой - 1974
18. Гамлет Щигровского уезда - 1975 - Марья
Ильинична
19. Горожане - 1975 - женщина в
очереди
20. Финист - Ясный Сокол - 1975 -
старушка-веселушка
21. Пока бьют часы - 1976 - тётушка Пивная
кружка
22. Про Красную Шапочку - 1977 - Вторая
злая старуха
23. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - 1977
- Баба Яга
24. Примите телеграмму в долг - 1979 -
женщина со шкафом
25. Соловей - 1979 - Судомойная
Дама
26. Приключения маленького папы - 1979
27. Мнимый больной - 1980 - старая
актриса
28. У матросов нет вопросов - 1980 -
пассажирка
29. Женщина в белом - 1981 - мисс
Вэзи
30. Культпоход в театр - 1982
31. Ослиная шкура - 1982 - слепая
старуха
32. Тайна "Чёрных дроздов" - 1983 - миссис
Мак-Кензи
33. Этот негодяй Сидоров - 1983
34. Змеелов - 1985 - женщина в
магазине
35. После дождичка, в четверг... - 1985 -
первая нянька
36. Катенька - 1987 - Танечка
37. Сказка про влюблённого маляра - 1987
38. Защитник Седов - 1988
39. Раз, два - горе не беда! - 1988 -
бабка
40. Охота на сутенёра - 1990
41. Сукины дети - 1990 - мать
Бусыгина
42. Аферисты - 1990 - бабка в
церкви
43. Алмазы шаха - 1992
44. Мы едем в Америку - 1992 - бандерша
Использованные материалы:
Сайт "Характерные актёры российского
кино"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фото предоставлены Ириной Л., с сайта
"Характерные актёры российского кино", из
семейного архива М.П.Барабановойи с сайта
NEWSru.com.
|